ТЕХНИКИ ГРАФИКИ. ЛИТОГРАФИЯ. Выставка в Художественной галерее завершает свою работу.

ТЕХНИКИ ГРАФИКИ. ЛИТОГРАФИЯ. Выставка в Художественной галерее завершает свою работу.

До 12 мая у наших посетителей есть возможность познакомиться с временной выставкой графики. Смоленский музей-заповедник в рамках цикла выставок «Техники графики» продолжает показ ранее не выставлявшихся работ из своей обширной коллекции. 

ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»
г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4
+7 (4812) 38 73 73
26.04.2024

 

До 12 мая у наших посетителей есть возможность познакомиться с временной выставкой графики. Смоленский музей-заповедник в рамках цикла выставок «Техники графики» продолжает показ ранее не выставлявшихся работ из своей обширной коллекции. Посетители Художественной галереи в 2022 году уже познакомились с подборкой гравюр в технике меццо-тинто, на этот раз в центре внимания литография. В фондах музея насчитывается несколько сотен первоклассных литографий художников различных школ. Для выставки выбрано 42 наиболее ярких листа, созданных европейскими мастерами XIХ века.

Термин «литография» произошел от двух греческих слов: lithos – «камень», и grapho – «пишу», «рисую». Это особый способ печати изображений, при котором краска под давлением переносится с камня на бумагу. Такой способ печати изобрел в 1790-х годах немецкий писатель и типограф Иоганн Алоиз Зенефельдер. По легенде, однажды он случайно записал счет из прачечной на известняковом камне, а потом положил его на влажную ткань. Спустя время Зенефельдер заметил, что надпись отпечаталась на материи. Тогда он решил применить такой способ в своей типографии. Для литографии выбирали ровные и гладкие известняковые камни, которые дополнительно шлифовали. Далее полиграфисты переводили на них изображение со специальной бумаги – корнпапира. Она была плотной, зернистой и покрытой особым клеевым составом. Камень с готовым рисунком использовали, когда печатали репродукции.

Мгновенно литография стала одним из самых популярных и распространенных в Европе и России видов печатной графики, так как была дешевле гравюр по дереву и металлу и позволяла создавать много копий одного изображения. Так изготавливали плакаты, афиши и рекламные объявления, литографии печатали в газетах и журналах. Но в то же время в этой технике создавали подлинные шедевры станкового искусства: тончайшие пейзажи и портреты, занимательные жанровые сценки и подробные виды городов.

У литографии, как правило, несколько авторов – художник, создавший первоначальное изображение, и литограф, перенесший его на камень. Нередко уже существующие литографские оттиски снова переводят на камень другие художники. Немалую роль играют печатники и литографские мастерские. Поэтому полноправными авторами конкретной литографии могут быть два, три, даже четыре художника.

В 1820-х годах, в эпоху романтизма, появились автолитографии. Их самостоятельно изготавливали художники. Они рисовали на камне специальными очень жирными литографскими тушью и карандашами, которые были сделаны из мыла, воска, сажи и смолы. Затем изображение обрабатывали раствором соляной и серной кислот – так, чтобы на камне появлялись небольшие углубления и смывали его. После этого камень покрывали типографской краской. Из-за особой обработки рисунок проступал только там, где его первоначально нанес художник литографскими карандашами. Камень с готовым изображением отдавали печатникам, а уже они тиражировали работу. Автолитографией занимались Эжен Делакруа, Франсиско Гойя. Этот способ печати они использовали, когда выпускали альбомы со своими работами. Популярна литография была и в России – ею увлекались Алексей Венецианов и Карл Брюллов.

Задача данной выставки – познакомить посетителей Художественной галереи с литографией как с чрезвычайно разнообразной техникой: она может представлять любой жанр, быть в один тон или цветной, может напоминать легкий карандашный рисунок или имитировать живопись. Эта техника позволяет печатать всё – от этикетки для сыра до сложнейшего городского пейзажа.

Самый большой раздел на выставке – 12 работ из серии «Памятники архитектуры Франции». Автором рисунков почти ко всем этим литографиям стал Николя-Мари-Жозеф Шапюи. В его работах очень точно, во всех подробностях передан облик знаменитых соборов, замков, мостов Шартра, Амьена, Лиона, Руана – все значительные достопримечательности Франции. В каждой работе изображение дополнено фигурами людей и животных, будничными сценками из простой городской жизни. Пейзажи позволяют в буквальном смысле погрузиться в мир маленьких французских городов, где все будничные дела разворачиваются на фоне величайших произведений средневековой архитектуры. Серия «Памятники архитектуры Франции» стала важнейшим проектом Шапюи. Во многих случаях литографом выступает блистательный мастер этой техники Адольф Жан-Батист Байо.

Творчество французского живописца и литографа Луи-Жюля Арну представляют на выставке четыре вида Парижа в технике цветной литографии, раскрашенной акварелью. Пять пейзажей Вены принадлежат Францу Зандману. Главные улицы и площади австрийской столицы предстают в маленьких цветных литографиях.

Франко-немецкий пейзажист и литограф Карл Линдеманн-Фроммель представлен двумя видами Рима – «Вид Рима с Монте-Марио» и «Понтийские болота». С 1844 по 1849 год Линдеманн путешествовал по Италии, которая вскоре стала его домом. В Риме он стал одним из основателей Ассоциации немецких художников, а также был назначен профессором Академии Святого Луки. Сохранилось большое количество рисунков, литографий, картин Линдеманна-Фроммеля с изображениями Рима и его окрестностей, в которых прекрасно передана атмосфера жаркого юга и дух истории этих древних земель.

Итальянский рисовальщик и литограф Гаэтано Дура много работал для этнографических альбомов, где подробно изображал национальные костюмы, атрибуты жителей разных регионов. В коллекции музея хранятся образы жителей Неаполя и Венеции, а также два листа из его известной серии, посвященной Везувию как туристическому объекту середины XIX века.

Среди всех пейзажей выделяются своим духом романтизма три работы швейцарского живописца, рисовальщика, офортиста и литографа Александра Калама. Главная тема этого мастера – горный ландшафт Швейцарии, он был увлечен последовательным изображением смены времен года или суток. Уступы скал, сумрачные ели, освященные луной, бурные водопады, изображенные в пейзажах Калама, проникнуты мистицизмом, столь характерным для эпохи романтизма.

На выставке представлен портрет Аббата Фелисите Робера де Ламенне лейпцигской художницы Сесилии Брандт, которая была одним из самых популярных портретистов своего времени. Литографировал ее портрет не менее известный мастер – Август Кнайзель. Он также работал в Лейпциге и владел мастерской литографической печати. Плодами удачного союза рисовальщика Сесилии Брандт и литографа Августа Кнайзеля стали десятки блистательных портретов.

Еще один портретист Йозеф Крихубер представлен двумя женскими образами 1853 года – Марии Тальони и Антониетты Курц. Обе эти дамы прославились как танцовщицы. Крихубер был известен как один из лучших австрийских граверов, в одно время был самым популярным и высокооплачиваемым портретистом Вены, ему принадлежит около 3000 литографских портретов, в том числе императора Франца I, Йозефа Радецкого, Франца Шуберта, Ференца Листа, Никколо Паганини и многих других знаменитостей. Крихубер выступал одновременно как автор рисунка и как литограф.

Литография в манере карандашного рисунка представлена работами двух французских художников – Анри Гюмоенса и Анри Тулуз-Лотрека. Полупрозрачные штрихи едва проступают на бумаге, формируя тончайшее, хрупкое и изящное изображение.

Две литографии, выполненные французскими художниками, связаны со Смоленском. Узнаваемый пейзаж нашего города, его крепостные стены рисовал с натуры в конце 1830-х годов Бартелеми Ловернь, его работа впоследствии была литографирована Леоном-Жаном-Батистом Сабатье и напечатана в мастерской Лемерсье – лучшем литографическом предприятии Франции второй четверти XIX века. Данный лист входил в сборник «Путешествие в Скандинавию, Лапландию, Финляндию, Шпицберген в  1838, 1839, 1840 гг.». Смоленск изображен с внутренней стороны стен, вдали виднеется церковь, мчатся  сани с двумя лошадьми. При помощи сложной тональной разработки замечательно передан заснеженный простор.

Баварский живописец-баталист и гравер Альбрехт Адам служил в войсках вице-короля Италии Евгения Богарне и принимал участие в походе Наполеона в Россию, во время которого зарисовывал все, что проходило перед его глазами, начиная с пожара Москвы и кончая бегством армии. Военные зарисовки помогли ему издать альбом литографий «Voyage pittoresque et militaire», который принес ему большую известность как баталисту. На литографиях изображены битвы за Витебск, Смоленск, взятие Вязьмы, Можайска, сражение при Бородино и многое другое. На выставки зрители могут увидеть драматичную жанровую работу Адама «Перед Смоленском 18 августа 1812 года», в которой он выступает автором рисунка и литографом.

Большая часть всех литографий попала в музей после революции из дворянских усадебных коллекций. Многие из этих листов в XIX веке приобретались во время путешествий по Европе и были привезены в Смоленскую губернию как напоминание о посещенных достопримечательностях.

На данной выставке зрители могут познакомиться со сложной и интересной техникой литографии, оценить ее разнообразные возможности и увидеть примеры работ высокого художественного уровня из коллекции Смоленского государственного музея-заповедника.

Адрес: ул.Коммунистическая, 4
Тел.: (4812) 38-06-95

Назад

©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2024

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы