Виртуальные выставки

Виртуальный проект для любителей искусства «Эти разные, разные, разные лица…»

04 августа 2015г.

Дорогие друзья!

   Наш проект «Эти разные, разные, разные лица…» продолжается, и мы вновь приглашаем вас совершить очередное виртуальное путешествие по Музею скульптуры С.Т. Коненкова.

   Сегодня мы познакомимся с портретом Василия Феофиловича Купревича. Он – знаменитый ученый, жил и работал в Минске, возглавлял Белорусскую Академию наук. Круг его интересов был необычайно широк: физиология, биология, медицина, проблемы продления жизни человека.

     В 1967 году в газете «Известия» появилась статья ученого, вызвавшая огромный интерес у читателей. Купревич писал (и обосновывал свои доказательства), что человеческая жизнь не должна ограничиваться семьюдесятью-восьмьюдесятью годами, что человек способен жить более ста лет активной, яркой творческой жизнью.

Сергей  Тимофеевич Коненков, которому на тот момент исполнилось 93 года, прочитав статью, так вдохновился идеями ученого, что решил создать портрет Купревича по фотографии, поскольку лично знакомы они не были.

     В 1967 году портрет был закончен. Он получился очень необычным, во многом даже таинственным. Сравните его с другими портретами – и различие станет очевидным. Однако в этой работе есть и еще одна особенность, даже парадоксальность. Всмотритесь внимательно в лицо ученого, обратите внимание на детали – и эта тайна, быть может, вам раскроется.

     Увидеть эту необыкновенную скульптуру вы сможете  в первом зале Музея скульптуры С.Т. Коненкова.

   

 

Военные дороги А.Т. Твардовского "Я в свою ходил атаку"

17 июня 2015г.

 

Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)

 

22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной войны - изменило всю жизнь нашего выдающегося земляка Александра Трифоновича Твардовского. Фронтовые дороги для поэта начались 25 июня 1941 года, когда он отбыл на юго-западный фронт в качестве корреспондента фронтовой газеты «Красная Армия». Юго-Западный фронт в первоначальный период войны был тяжелейшим участком. Дважды, летом 1941 года под Киевом и весной 1942 года под городом Каневым, вместе с редакцией Твардовский попадал в немецкое окружение и  «чудом» выходил  из него. С первых дней июля 1941 года почти в каждом номере «Красной Армии» появлялись его стихи, очерки, статьи, заметки, фельетоны. Писал он лозунги, листовки и песни. С июня 1942 года Александр Трифонович был прикомандирован к газете Западного фронта «Красноармейская правда», в которой прослужил до конца  войны.

В экстремальных ситуациях труднейшего 41-го, в его отступлениях и  поражениях, представления поэта о войне, о тех, кто принял на себя ее тяжесть, становятся глубже и сложнее. У него накопился богатый запас наблюдений и впечатлений, заслуживающих серьезного разговора о них, «кто воюет на войне». Настойчивые поиски своего места на фронте – такого, где его работа могла бы приносить  результативную пользу, привели к выводу о необходимости писать о советском солдате по-новому, «в 100 раз лучше». Это заставило вернуться к начатой весной 1941 года поэме «Василий Теркин», главы которой стали печататься в газете Западного фронта «Красноармейская правда» с сентября 1942 года. Опыт фронтового корреспондента подсказал  Твардовскому, что «в тяжкий час земли родной» надо говорить только о главном и вечном – о Родине большой и малой, о семье и доме, о долге и чести, о жизни и смерти. Об этом и ведется самый  серьезный разговор в «Книге про бойца».

Поддержка  читателей оказалась решающей для дальнейшей судьбы поэмы. Создавалась она в условиях фронтовых, с их бесконечными переездами, срочными заданиями и командировками, прерывающими иногда надолго  написание очередных глав. Но те, о ком он писал, не позволяли оставить эту работу. Снова и снова бойцы писали письма автору поэмы и благодарили за правду о жизни солдата, за понимание его души. Поэтому та особая связь, что установилась с читателями у Александра Трифоновича, была поэту дороже всех наград.

Фронтовые дороги А.Т. Твардовского прошли через Украину, родную  Смоленщину, Белоруссию, Прибалтику и закончились в Германии. В день Победы, 9 мая 1945 года, он вместе с сотнями бойцов и командиров Красной Армии палил из своего нагана в небо с крыльца прусского домика городка Тапиау (вблизи Кенигсберга) – последнего  военного местонахождения редакции «Красноармейская  правда». Выставка «Военные дороги А.Т. Твардовского: «Я в свою ходил атаку» подготовлена на основе фотоматериалов и произведений графики, выполненных фронтовыми друзьями поэта фотокорреспондентом В.И. Аркашевым и художником О.Г. Верейским, и хранятся в фондах Смоленского музея-заповедника.

А.Т. Твардовский. 1941 г.

А.Т. Твардовский. 1942 г.

А.Т. Твардовский. 1943 г. А.Т. Твардовский. 1944-1945 гг.

«Эти разные, разные, разные лица». Виртуальный проект Смоленского музея-заповедника

05 июня 2015г.

 

 

 

 

 

 

 

Друзья, любители искусства! Мы продолжаем виртуальное путешествие по музею скульптуры С.Т.  Коненкова. 1 июня отмечался  праздник - День защиты детей. В связи с этой датой поговорим о работах Сергея Коненкова, посвященных детям.

Вот как сам скульптор рассказывал о встречах с детьми: «Когда я жил на Пресне, у меня в студии дневали  и ночевали здешние ребятишки. Я баловал их конфетами, давал пятачки и гривенники на кулечки-фунтики со спелой сладкой малиной и кисло-сладкой красной смородиной, играл с ними в шумные  пятнашки – одним словом, водил с ними дружбу».

Работ, посвященных детям, у Коненкова много, он создавал такие работы всю жизнь. Но мы с вами  познакомимся с двумя самыми необычными из них – «Ваня-поводырь» и «Маша-поводырь». Давайте подойдем поближе, всмотримся в эти работы. Они мало напоминают скульптуры в обычном понимании слова. При первом взгляде вместо скульптур – стволы деревьев, с которых снята кора, и только слегка подцвечены лица изваяний цветными карандашами.

Но это лишь первое впечатление. Всмотревшись в эти произведения, мы убеждаемся, что такая манера,– условная, близкая к работам народных мастеров,– оправдана. Скульптуры очень выразительны, в этих образах чувствуется и настроение детей, и их чувства, глубокие, трагические, совсем недетские. Обе эти скульптуры были выполнены Коненковым в начале XX века, в 1913 году и вошли в цикл «Нищая братия», созданный тогда же.

В музее есть еще несколько работ, посвященных детям и созданных в разные годы: «Лежащий ребенок» 1916 г., «Леня» 1947г., «Ниночка» 1950г., «Песня о Родине» 1954 г., «Катюша» 1956г., «Лежащий ребенок. Самсон» 1959 г.

Все эти произведения вы можете увидеть на втором этажемузея скульптуры С.Т. Коненкова в Смоленске.

Наш адрес: ул.Маяковского, 7

 Тел.: (4812)38-20-29

Виртуальная выставка «Боевые листки» - выставка творческих работ учащихся средних школ г. Смоленска

29 мая 2015г.

В марте-апреле 2015 года в Смоленском государственном музее-заповеднике прошла  традиционная городская игра - путешествие для школьников «МУЗЕЙНЫЙ МАРАФОН – 2015. «РАЗВЕ МОЖНО ЗАБЫТЬ…», которая была посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Музейный Марафон-2015 проводился при поддержке Департамента по культуре и туризму, Управления образования и молодежной политики, Смоленского регионального комитета Всероссийской политической партии «Единая Россия». Партнеры в проведении игры – Управление культуры и туризма Администрации г.Смоленска, Военная академия войсковой ПВО ВС РФ им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского, культурный центр УМВД по Смоленской области, Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус, Государственный архив новейшей истории Смоленской области, Смоленский политехнический техникум, Институт искусств, Смоленская областная филармония.

Участниками школьного квеста, посвященного Великой Победе, стали более 300 учащихся 7 – 11 классов двадцати девяти общеобразовательных школ города. С 17 марта, получив на открытии игры конверты с шифровками-заданиями, которые предстояло выполнить  в течение ближайших пяти недель, они штурмовали музеи и архивы, изучали знаковые места обороны Смоленска, посещали мемориалы, проводили состязания на плацу в выполнении строевых приёмов без оружия на месте, метании гранаты на дальность, надевании противогаза на время, эвакуации раненых, выполняли творческие работы. Оценивая все этапы пройденных испытаний, компетентное жюри объявило победителей различных номинаций, вручив всем командам памятные призы, никто из участников не остался без награды.

Отряды, занявшие 1-е место победителей – команды школы № 40 (отряд имени Героя Советского Союза Зуева И.Ф.) и школы № 32 (отряд имени Героя Советского Союза Романовича Н.В.), получили от Департамента Смоленской области по культуре и туризму сертификат на поездку – экскурсионный тур «Вязьма. Дорогами войны».

Путешествие  по экскурсионному туру состоялось 26 мая. Старшеклассники  посетили мемориальный комплекс «Богородицкое поле», экспозиции музея «Неизвестного солдата» поискового объединения «Долг», познакомились с памятниками и музеями г.Вязьмы.

По итогам «Музейного марафона-2015» вашему вниманию представлена виртуальная выставка, созданная по материалам подготовки одного из этапов квеста «Боевые листки» - выставка творческих работ учащихся средних школ г. Смоленска.

География войны (по следам военных действий в Смоленской области)

05 мая 2015г.

Виртуальная выставка подготовлена к 70-летию победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне и включает в себя рисунки 1941-1944 гг. из графической коллекции Смоленского музея-заповедника. Представлены следующие авторы: Аладжалов Степан Иванович (1903-1969), Богоявленская, Бухтеев Виталий Иванович (1923-2014), Дихтяр Александр Соломонович (1917-1989), Зенкевич Борис Александрович (1888-1972), Кокорин Анатолий Владимирович (1908-1987), Морозов Николай Васильевич (1920-е-1980-е), Мозолёв Александр Петрович (1910-1970), Неменский Борис Михайлович (1922 г.р.), Орлов Иван Иванович (1913-1978), Храпак Георгий Васильевич (1922-1974), Шорчев Акиндин Петрович (1897-1991). Художники прошли дорогами войны в составе воинских частей, партизанских отрядов, будучи корреспондентами центральных и фронтовых газет, военными художниками Студии им. М.Б. Грекова, и оставили нам, потомкам, рисунки, сделанные с натуры, «по горячим следам», зачастую в тяжёлых  условиях. Они являются художественно-документальными свидетельствами бедствий, которые перенесла наша земля – на них изображены убитые и раненые, беженцы и сироты, груды развалин на месте жилых домов и производственных корпусов, разрушенные памятники архитектуры, старики и дети в руинах и землянках. В застенках смоленского СД чудом выжил Мозолёв А.П. и оставил нам пронзительные по своей точной характеристике рисунки — портреты обречённых юношей, интерьер камеры. В Рославльском Дулаге № 130 прошёл все круги ада Морозов Н.В. и его глазами мы можем увидеть тот «новый порядок», который принесли на нашу землю просвещённые варвары. По данным Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний гитлеровцев за период оккупации Смоленской области ими было уничтожено 151319 мирного населения и 230137 военнопленных. 164630 юношей и девушек было угнано в Германию.

Более двух лет Смоленская область была фронтовой. Сюда были стянуты основные резервы гитлеровской группы армий «Центр», созданы их мощные оборонительные рубежи. Гитлеровское командование рассчитывало к концу июля 1941 г.  с ходу захватить Смоленск и территории между Днепром и Западной Двины, тем самым открыв себе дорогу на Москву. Ни на один день не прекращались кровопролитные бои. Кроме Смоленского сражения 1941 г.,  войска Красной Армии провели на территории области 12 военных операций. Впервые за время второй мировой войны немецкие войска, неся огромные потери, были задержаны на 2 месяца, что дало возможность советскому командованию выиграть время для подтягивания резервов из глубины страны и подготовки Вяземской и Можайской линий обороны, укрепления обороны Москвы. По словам К.К. Рокоссовского: «…Немцы завязли в Смоленском сражении. Если смотреть на вещи в развитии, то гитлеровский план «молниеносной войны» затрещал».

В ходе Смоленской операции с 7 августа по 2 октября 1943 г. были освобождены города Смоленской области, часть Калининской области и было положено начало освобождению Белоруссии.

Вязьма Ельня Рославль Смоленск

Гравюрный кабинет

28 апреля 2015г.

Выставка графики из собрания Смоленского государственного музея-заповедника.

Выставка гравюр, предлагаемая зрителю, не совсем обычна, поскольку носит виртуальный характер. Это связано с особой чувствительностью к свету графических произведений, если учесть, что многим экспонатам более двухсот лет. К графике как одному из видов изобразительного искусства никогда не ослабевал интерес у публики. Особенно трепетное отношение к гравюре было у собирателей прошедших эпох, что совершенно объяснимо. Графические альбомы заменяли современные средства массовой информации. Они являлись необходимой принадлежностью роскошных интерьеров, личных кабинетов и библиотек в дворянских и помещичьих усадьбах. Рассматривание гравюр было одним из самых увлекательных занятий, которое погружало человека в волшебный мир дальних странствий, обычаев и этнографии разных народов, знакомило с творчеством старых и современных мастеров живописи.

В 1920-1930-е годы в числе художественных ценностей, уцелевших после революции, в Смоленск стали поступать в большом количестве гравюрные листы и альбомы почти из всех губернских имений. Наиболее крупные коллекции находились в усадьбах Преображенское и Кощино Смоленского уезда (владельцы: кн. Щербатова, кн. Оболенские), Новое Гжатского уезда (гр. Замойский), Алексино Дорогобужского уезда (Барышниковы), Мачулы Ельнинского уезда (Энгельгардты), Дугино Сычевского уезда (Мещерские, бывшее имение Паниных), Ярцево (В. А. Хлудова) и ряде других. На выставке представлено более 50 произведений французской графики XVIII – XIX веков, отражающих основные тенденции развития графических техник во Франции (оригинальный рисунок, резцовая гравюра, офорт, литография). Зритель познакомится с широким кругом тем и сюжетов, возможно, откроет для себя новые имена. Гравюры условно можно разделить по жанрам: историко-мифологический, портрет, бытовой жанр и пейзаж. Жанровое и стилевое разнообразие произведений оригинальной и печатной графики XVIII – XIX веков характеризует период расцвета этого утонченного вида искусства во Франции, а также атмосферу того времени, окутанную неизменным французским очарованием.

Историко-мифологический жанр Портрет Бытовой жанр Пейзаж

«Смоленщина в рисунках военных художников 1941-1945 гг. Этюды войны. Борис Неменский. Тарас Гапоненко. Григорий Шегаль»

14 апреля 2015г.

Новая виртуальная выставка продолжаетпубликацию произведений, находящихся в запасниках Смоленского музея-заповедника. Она приурочена к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В ней представлены живописные и графические этюды трех известных художников-фронтовиков, созданные в 1943-1944 годах в освобожденных городах Смоленщины. Эти небольшие, чудом сохранившиеся работы на сегодняшний день являются бесценным свидетельством тех событий, которые уже стали историей. 

Б.М.Неменский Т.Г.Гапоненко Г.М.Шегаль

Виртуальный альбом открыток «9 Мая – День Великой Победы!» из фондов музея-заповедника

03 апреля 2015г.

Непременным атрибутом празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. были и остаются поздравительные открытки «С Днем Победы 9 мая!». В преддверии юбилея Победы сотрудники музея-заповедника подготовили виртуальный ретроспективный альбом хранящихся в фондах музея открыток, посвященных этому великому празднику. Все желающие могут познакомиться с альбомом на сайте музея-заповедника.

*чтобы перейти в альбом кликните на обложку

Виртуальный проект для любителей искусства

27 февраля 2015г.

   С февраля 2015 года на сайте Смоленского музея-заповедника стартует новый проект «Эти разные, разные, разные лица» - виртуальное путешествие по Музею скульптуры С.Т. Коненкова.Путешествие рассчитано на год. Каждый месяц Вы будете знакомиться с одной из скульптур Сергея Коненкова.

 

  Первая встреча нам предстоит с «Ваятелем» (1964 г., дерево) -    самым поздним и необычным автопортретом мастера.

  В 1964 году Сергею Тимофеевичу исполнилось 90 лет. Он задумал эту работу как своеобразный итог творчества, как возможность сказать свое слово о Мастере, который посвятил  жизнь любимому делу. Скульптор создал своего «Ваятеля» в дереве -  материале, который  любил за красоту, уникальные пластические возможности, за способность передать самые сокровенные чувства. В дело пошли стволы: самый большой -  для торса, поменьше - для рук, ветки и корешки превратились в волосы. Так родился образ старца-великана, вдохновленного своим трудом.

 

   Когда в 1969 году Сергей Тимофеевич отправлял «Ваятеля» в Смоленск, то поцеловал его на прощание и благословил на долгую и счастливую жизнь в своем музее. Эту работу вы и сегодня можете увидеть в маленьком зале на втором этаже Музея скульптуры С.Т.Коненкова в Смоленске.

 

   В разные годы Сергеем Коненковым были созданы еще три автопортрета:

 

 

         «Автопортрет».  1912, мрамор. Государственная Третьяковская галерея;

 

 

 

 

         «Автопортрет», 1916, песчаник. Государственный Русский музей;

 

 

 

 

 «Автопортрет», 1954 г., мрамор. Государственная Третьяковская галерея.

 

 

 В 1957 году за эту скульптуру С.Т. Коненкову присуждена Ленинская премия. Авторский вариант в гипсе представлен в Музее скульптуры С.Т. Коненкова

.

Виртуальный альбом «Крупным планом: собаки»

05 августа 2014г.

Среди четвероногих друзей человека собаке принадлежит одно из главных мест. Не случайно образ этого удивительного существа прочно укоренился в искусстве, являя собой неиссякаемый источник радости и вдохновения для всех мастеров. Именно поэтому второй выпуск виртуального альбома «КРУПНЫМ ПЛАНОМ», подготовленный Художественной галереей, посвящен СОБАКЕ. Все представленные произведения входят в собрание Смоленского государственного музея-заповедника. Сотрудники галереи надеются, что новый альбом доставит любителям искусства немало приятных минут.

*чтобы перейти в альбом кликните на обложку

Виртуальный альбом «Крупным планом: птицы»

03 апреля 2014г.

 

Что такое весна? Это ослепительная голубизна неба, это долгожданное пробуждение природы, это веселый гомон птиц. Именно в эти весенние дни Художественная галерея дарит всем любителям искусства новый виртуальный альбом «Крупным планом: птицы», где в необычном контексте представлены замечательные экспонаты из коллекций русской и западноевропейской живописи, графики, скульптуры, а также декоративно-прикладного искусства. Все произведения входят в собрание смоленского государственного музея-заповедника. Желаем приятного просмотра!

*чтобы перейти в альбом кликните на обложку

«Раритеты Смоленского государственного музея-заповедника»

25 марта 2014г.

 

Коллекция любого старого музея, особенно такого многопрофильного как Смоленский музей-заповедник, часто поражает своим многообразием. Наряду с предметами, нахождение которых в провинциальном российском музее объяснимо и закономерно,  в коллекции находятся «редкости», которые не часто можно увидеть в наших экспозициях, им и посвящена данная виртуальная выставка.

Коллекция Смоленского музея начала складываться в конце XIX века. Ее основу составили собрания смоленского историко-этнографического музея княгини М.К.Тенишевой  и смоленского историко-археологического музея, организованного знатоками местного края С.П.Писаревым и В.И.Грачевым.   В дальнейшем многопрофильность  музея способствовала поступлению самых разнообразных предметов. В результате, наряду с произведениями искусства, последовательно отражающими  этапы развития истории и культуры в основных экспозициях музея,  сформировался целый комплекс уникальных предметов, хранящихся в фондах до экспонирования на выставках.  Эти старинные музейные редкости не часто радуют зрителя, находясь в запасниках большую часть своего существования, но заслуживают особого внимания.  Например, «Острожское Евангелие» 1580 года - первая печатная книга на «церковнославянском языке», или именная грамота, жалованная полковнику Григорию Михайлову Любистову, Санкт-Петербург 1753 г.

Альбом новогодних открыток из фондов музея-заповедника

31 декабря 2013г.

 
Альбом откроет Вам историю новогодней открытки второй половины XX века. 
Сюжеты открыток отражают историю нашей страны. 
Массовый выпуск новогодних открыток начался только в 1950-х годах. На первых советских новогодних открытках изображались счастливые мамы с ребятишками и башни Кремля, спортсменки. Наиболее теплыми, уютными и домашними являются послевоенные советские новогодние открытки. Они были символом радости, воцарившейся после победы в долгой и мучительной войне.
Подлинный расцвет советской новогодней открытки наступил в 1960-х годах, когда производство открыток поднялось до уровня искусства, в котором царило неожиданное многообразие изобразительных стилей и методов. 
В сюжетах открыток появляются такие мотивы, как освоение космоса, борьба за мир. Зимние пейзажи венчали пожелания: «Пусть Новый год успехи в спорте принесет!». Началось с возвращения классического дуэта Дед Мороз и Снегурочка. Вскоре появилась мода на жизнерадостных зверушек. Для открыток брали и сюжеты русских народных сказок.
Не обошлось и без влияния актуальных лозунгов того времени - от развития производства и спортивных достижений до покорения космоса. На открытках Дед Мороз был активным участником в общественной и производственной жизни советского народа: он — железнодорожник, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту, и пр.
Но главным лейтмотивом в 1960-е годы стало открытие мира звезд и далеких планет. Космическая тема часто становилась сюжетной доминантой изображения.
Старые открытки с Новым Годом - нечто большее чем просто часть истории. Эти открытки радовали советских людей многие годы, в самые счастливые минуты их жизни. Елочки, шишки, счастливые улыбки лесных персонажей и белоснежная борода Деда Мороза - все это неотъемлемые атрибуты новогодних советских поздравительных открыток. Открытки прошлых лет отражали веяния времени, достижения, меняя направление из года в год. Неизменным оставалось одно: теплая и душевная атмосфера, создаваемая этими замечательными открытками. Новогодние открытки советских времен по сей день продолжают согревать сердца людей, напоминая о былых временах и праздничном, волшебном запахе новогодних мандаринов.
 
*чтобы перейти в альбом кликните на обложку
 
1 2 >