Виртуальные выставки

«Смоленские украсы»

01 декабря 2016г.

фото насовки из Смоленской губернии, Вяземского уезда

Самым известным исследованием по смоленскому орнаменту является статья Екатерины Николаевны Клетновой «Символика народных украс Смоленского края».

Статья впервые была опубликована в первом выпуске «Трудов Смоленских государственных музеев» в 1924 году, она и легла в основу нашей виртуальной выставки.

Как писала Козикова Л.М. в основе исследования лежат собранные Е.Н.Клетновой  в Вяземском и частично Духовщинском уездах Смоленской губернии и датированные XIX - началом XX вв. образцы «справы». «Справа», как говорили смоленские крестьяне, это украшения для полотенец, скатертей и рубах.

Коллекция «справы» насчитывает почти 900 единиц хранения.

В ее составе:

 - «спороши» («спорки») украшений со старых и заготовки для новых крестьянских рубах;

 - концы праздничных и ритуальных полотенец, а также «спороши» и фрагменты с них;

 - кружево, образцы плетения, вязания крючком и на спицах («концовки», «прошивки» для полотенец и скатертей);

 - «концовки» в виде бахромы («бухмара»);

 - несколько образцов украшений («коморы») из Духовщинского уезда для декорирования боковых швов верхних женских рубах «насовок».

Значительную часть из перечисленного составляют «спороши» с плечевых вставок женских рубах – «поляки» («полики»)

и с полотенец - «прошивки». 

Тканые украшения назывались - "переборы", а шитые (вышитые) - "строки". 

На основе изучения орнамента этих образцов ткачества и вышивки Е.Н. Клетновой и написана статья "Символика народных украс Смоленского края".

Как отмечает автор:

«Несмотря на то, что Смоленская губерния искони являлась губернией лесной, украшениями из дерева она совершенно не может похвастаться, по крайней мере, в том богатстве, разнообразии и художественности, какое мы находим в северных губерниях, где не только домашняя утварь, но храмы, хаты и суда покрывались обычно резьбой.       

В нашей местности все орнаментальное народное творчество выразилось именно в шитых и тканых «украсах», которые таким образом являются хотя и единственным, но зато, весьма обильным и характерным материалом, изучение какового представляет огромный интерес.

Орнамент Смоленского края, воспроизводимый в тканье и вышивках и служащий главным образом, для украшения рубах, насовок, платков, накидок, чепцов, ширинок, полотенец, будь он выткан, вышит, нашит или пришит, носит характерное название «украсы».

Слово это теперь (1924 год), уже утрачивается мало -  помалу и употребляют его только очень старые женщины, что, разумеется, указывает на его архаичность.

Все «украсы» приходится отнести к разряду орнамента линейного или геометрического. Если и попадается орнамент растительный, то это, сравнительно лишь позднее заимствование, проникшее по – видимому из Украины.

Характерными особенностями местных украс является:

1) Абсолютная «двуличность», т.е. не только известная чистота изнанки, но совершенная её тождественность с лицом, - требование, которое перешло даже к позднейшей вышивке крестиком и характеризуется наименованием «на оби бока».

 

2) Всякий узор составляется из отдельных самостоятельных «фигур», повторяемость, комбинация и симметрическое расположение коих и создает самый орнамент.

3) Совершенная инкрустированность узора, причем «земля», (т.е. фон) является осмысленно заполненной и дает такие же самостоятельные фигуры как и самый узор. 

Все эти характерные особенности его утрачиваются, как только он попадает к иноплеменникам: узор тот же, но непременно появляются какие либо изменения и добавления, вследствие коих «земля» не может уже дать самостоятельных фигур и обращается в бесформенный фон.

Все «украсы» Смоленского края, как шитые (вышитые) так и тканые, могут быть сведены к следующим типам:

Круговые Крюковые Пальчатые Лопастные Крестовые

Почему изображали геометрические узоры?

Материалом для «украс» являлся холст, состоящий из пересекающихся под прямым углом нитей, которые при следованию их направлению дают возможность воспроизводить лишь геометрические узоры. Древнейшим способом шитья была «продержка», т.е. удаление некоторых нитей и обивка оставленных другими нитями, преимущественно красного цвета, что носило название «поводка». «Строки повожены красным».

Символика смоленских «украс»

Раскрывает данную тему Клетнова Е.Н. очень осторожно. К сожалению не всегда можно определенно сказать, что обозначает тот или иной орнамент, какой смысл он имел в древние времена. В начале 20 века символика древнейшего архаичного геометрического орнамента была забыта. Смоленские крестьянки, повторяя, пришедшие из глубины веков орнаменты не всегда могли объяснить, что же они символизировали. Тем более, что, в ходу уже были узоры растительные, каллиграфические (вышивались отдельные буквы или целые фразы) и др. вышивавшиеся крестом.

«Ромб» («круг») – символ солнца. На фото внизу на смоленском полотенце, изображены почти все славянские солнечные символы: кони, петухи, розетки и три человеческих фигуры, по - видимому солнечных богов, причем у средней голова не круглая, но ромбоидальная, осиянная крюковыми лучами, у двух же остальных головы совершенно ромбические и также осиянные лучами.

                                                                          

На фото внизу слева передник «запон» из Смоленской губернии, района Шумячи – Ершичи, дер. Старая Мармазовка, 1910-е годы, холст, кумач, ситец, х/б нить. На переднике женские фигурки с ромбовидными головами, и узор – «окошки» (квадраты). Экспонаты находятся в музее «Смоленский лен».

                                                                             

Почему именно ромб символ солнца?

«Круг в форме диска, является с древнейших времен исключительно символом солнца, ибо в природе, кроме солнца, человек нигде не мог видеть правильного постоянного круга. Даже луна своими фазами неизменно нарушала форму

круга. Но идеальный круг было трудно изображать на ткани. Хорошо вписывается в круг квадрат и ромб. Куб и квадрат в представлении человека, являлись чем – то материальным, тяжелым, тогда как ромб, квадратно ограниченная фигура, поставленная на угол, давала впечатление чего-то более легкого, не требующего опоры, а потому и более соответствовало символу солнца, плавающему в безбрежном океане неба.

«Смоленские украсы» по словам Е.Н.Клетновой главным образом относятся к культу небесного «солнца» и его земного представителя «огня», которых они символизируют, как  в большинстве своих отдельных фигур, так и в их комбинациях.

«Они, эти символы, в своих образах, повторяемых сотнями поколений, говорят нам, что русский народ, сложившийся из слияния славян и сармат, и особенно в лице самых чистых его представителей белоруссов, неизменно носили на себе символ и почитали себя внуками Велеса – этого синонима Греческого Гелиоса, и детьми Даждь Бога – Хорса, пресветлого лучезарного Солнца.

«Особый интерес представляют фигуры крюковые, известные в древнейших культурах Востока под названием «свастики».

Свастика представляет крест с загнутыми концами, «crux gammata» (крест гамматический - гаммадион), т.е. глаголический крест христианского времени.

Свастика слово древне индусское и означает доброе пожелание. В «Ведах» оно употреблялось или в значении «блаженство», или в значении наречия «здраво». По мнению одних ученых, форма знака произошла от двух накрест сложенных кусков дерева, при помощи трения которых, добывался священный огонь. По мнению других, является стилизованным изображением летящих птиц, потом эмблемой весны, и далее – эмблемой солнца и огня. У древних индусов свастика считалась эмблемой бога огня – Агни. Надо предполагать, что первоначально знак «свастики» был эмблемой огня и притом именно молнии, а летящая птица, в свою очередь, являлась символом той же молнии, которую она напоминала стремительностью своего полета в небесной вышине.

Если бы знак «свастики» изображал лишь те деревянные, накрест сложенные палочки из которых добывался огонь, то для чего было давать им загибы? Между тем, именно загибы, причем обращенные в разные стороны, всего ближе передают изломанную линию молнии; наложенные же накрест друг на друга, они образуют, хотя и незамкнутую, но все же ромбическую фигуру, несомненный символ огня – солнца.

Свастика в узорах попадается не слишком часто и преимущественно в «вырезах», в «переборах» же, как шитых, так и тканых, очень редко (Клетнова Е.Н. не проводила исследования в Касплянском и Демидовском (бывшем Поречском уезде) районах, где свастика является основным мотивом народных тканей).

С нею, главным образом, исполняются широкие узоры, но всегда она является вписанной обязательно в ромб: гладкий, «гребенчатый», даже особого вида «крюковой» со свастически загнутыми отметами. Все это опять таки, непосредственно сливается с кругом – солнцем».

                                                                          

Полотенца, экспонирующиеся в музее «Смоленский лен», с узорами - круговыми, крюковыми, пальчатыми, лопастными, крестовыми – шитыми и переборами.